Сергей Молдавский: "Ювелирные украшения всегда будут востребованы"
31 января – Международный день ювелира. О том, как
реализоваться в профессии, об актуальной ситуации в отрасли и подготовке
ювелиров в ДГТУ рассказал старший преподаватель кафедры "Технология
формообразования и художественная обработка материалов", зав. производством ООО "Бриллианты - Юга" Сергей Молдавский.
– Как изменилась ювелирная отрасль с тех пор, когда Вы только пришли в профессию?
– В 90-х и начале 2000-х многие ювелирные производства разорились. Некоторые ювелиры ушли в подполье, работали в одиночку. В середине 2000-х самые предприимчивые начали открывать новые мастерские и ювелирные магазины.
Ювелирную школу можно разделить на старую, которую я застал, когда учился в вузе, и современную.
Да, среди мастерских старой школы есть творческие, которые изготавливают оригинальные изделия вручную, но это уже редкость. У большинства производителей однотипные модели, технология литья, обработка поставлены на конвейер.
В современных художественных ювелирных мастерских все начинается с разработки первичного эскиза, после чего создается 3D-модель и утверждается заказчиком. Только после этого автор приступает к изготовлению самого изделия: создается модель из воска, потом отливается и обрабатывается изделие, монтируются камни и наносятся декоративные покрытия. Вся творческая энергия направлена на изготовление эксклюзивных вещей.
– Какие проблемы сегодня есть в ювелирной отрасли?
– Развитие отрасли находится на пике развития. Но в связи с пандемией, кризисом, ростом цен на оборудование, сырье и материалы снизился спрос. Особенно это касается крупных производств. Так как ювелирные изделия являются роскошью, спрос сокращается, поэтому на предприятиях уменьшаются объемы производства. Мастерские это затронуло меньше, так как состоятельные клиенты есть.
И все же при любых жизненных ситуациях любой мужчина хочет сделать своей половинке, маме, бабушке, сестре ценный подарок. Стали приобретать более скромные ювелирные изделия. Но при любых кризисах ювелирные украшения всегда будут востребованы.
– Какие новые технологии уже прижились в отрасли? Какие осваиваются в последние годы?
– Востребовано в ювелирном производстве 3D-моделирование. Признаюсь, поначалу я не верил в это. Первыми эту технологию ввели крупные промышленные производства, потом ее начала использовать ювелирная отрасль. Суть ее в том, что перед изготовлением изделия полностью выстраивается модель. Появление 3D-моделирования подняло ювелирную отрасль на высокую ступень, облегчило технологию изготовления украшений.
Принято считать, что оригинальное, авторское изделие живет всего два месяца. После чего постепенно начинает тиражироваться. Поэтому постоянно нужно разрабатывать новинки. Раньше, для того чтобы запустить изделие в серийное производство, нужно было изготовить мастер-модель из металла, что занимало немало времени и требовало больших затрат. Сегодня ювелир быстро и с минимальными затратами полностью создает модель с помощью 3D-моделирования. Новые разработки в ювелирной сфере связаны с развитием этой технологии. Производители 3D-принтеров стремятся сделать прототип с идеальной поверхностью.
Сейчас внедряют в производство гальванопластику – эта не новая технология, но она позволяет уменьшить вес изделия. Такие изделия объемные, но всегда лаконичные и пустотелые.
– Можно ли сравнивать ювелирные рынки России и Западной Европы? В чем они различаются, в чем похожи?
– На Западе в ювелирной отрасли подъем был более ранний. Мы от них немного отстаем. Практически все оборудование и новые технологии идут из-за границы. К примеру, ювелирное литье методом вакуумного всасывания появилось в России в конце 60-х – начале 70-х гг. – намного позже, чем в Европе. До этого в России было центробежное ручное литье и литье в керамической оболочке. Но эти технологии могли использоваться только в производстве крупногабаритных изделий. 3D-моделирование тоже было внедрено гораздо позже, чем за рубежом.
Они создают что-то новое и, чтобы не конкурировать с другими странами, сами используют оборудование. А когда внедряются у них другие новшества, эта техника выбрасывается на мировой рынок.
Но в Европе сегодня наблюдается некоторый дефицит творческой мысли, новых идей. Отечественные ювелиры в этом плане на высоте. Особенно выделяются ювелирные дома Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые из них известны на весь мир. Они вполне конкурентоспособны. В ДГТУ приезжал один из современных мэтров ювелирного дела, известный во всем мире Ильгиз Фазулзянов. Делился опытом с нашими студентами и мастерами.
– Какова специфика ювелирного рынка Ростова-на-Дону?
– Если сравнивать Ростов, Пятигорск, Краснодар и другие провинциальные города с Москвой или Санкт-Петербургом, то в столицах ювелирное дело более развито. Там лучшее оборудование, технологии производства и не наблюдается тенденция застоя. У московских и питерских ювелиров есть возможность сотрудничать с Западом, приглашать ведущих профессионалов отрасли для повышения квалификации своих сотрудников, отправлять работников в Европу на обучение. К тому же, любая дизайнерская мысль должна соответственно оплачиваться. А клиент в Ростове не готов платить за хорошую идею. В результате самые талантливые мастера уезжают в столицу.
– Как обстоят дела в сфере подготовки кадров?
– Когда я учился, у абитуриентов уже была наработана какая-то база: они практиковались, готовились к обучению. Основное, что требуется при поступлении – уметь рисовать. Ведь чтобы создать ювелирное изделие, сначала нужно работать карандашом. Сейчас же мы готовим и тех, кто не умеет рисовать, не разбирается в композиции. На то, чтобы его научить, нужно потратить время – около двух лет. И времени на практику остается мало – всего полтора года. А когда абитуриент пришел с базой – он умеет рисовать, у него рука поставлена, он понимает, что такое перспектива, что такое объем, что такое анатомия – мы можем в течение семестра перенаправить его в постижение ювелирного мастерства и уже обучать технологиям.
Окончание университета, где вы получаете знания и умения – это только начало пути. После обучения в университете не стоит забывать о саморазвитии. Появляется новое оборудование, которое упрощает процесс изготовления ювелирных изделий. Раньше для изготовления модели вручную требовалась неделя, теперь же, используя современные технологии, этот срок можно сократить до 1–2 дней.
– Насколько востребована в России и в Ростове-на-Дону профессия ювелира? Куда можно пойти работать после выпуска из ДГТУ?
– В Ростове-на-Дону нет масштабного производства, но есть очень много мастерских – небольших, которые состоят из двух-трех человек и более крупных – до 15 мастеров: это творческий персонал, литейщик, монтировщики, специалисты по обработке, шлифовке, закрепщики и так далее.
Выпуск у нас небольшой – ежегодно это пять – семь ювелиров. Но мы готовим универсальные кадры, которые могут заниматься всем спектром ювелирных работ – от создания эскиза до обработки. Предприятиям как раз и нужны взаимозаменяемые сотрудники, которые умеют работать в команде.
Сейчас каждый выпускник ДГТУ, обучающийся на ювелира, по окончании вуза может спокойно найти работу – и не только в Ростове-на-Дону. Наши выпускники в донских мастерских зарекомендовали себя как достойные профессионалы, у производителей они на хорошем счету. А некоторые берут планку повыше и переезжают в Москву, Санкт-Петербург, где легко трудоустраиваются на крупные производства, чтобы набраться опыта. Затем многие, кто желает заниматься творчеством, устраиваются на работу в мастерские или создают свое дело.
В последнее время растет популярность профессии у девушек. Раньше, когда я учился, в группе из 12–13 человек была одна девушка, теперь же их примерно 70%.
– Охарактеризуйте высококвалифицированного современного специалиста. Какими навыками и способностями он должен обладать, какие новейшие технологии освоить?
– У каждого ювелира есть специализация. Однако высококвалифицированный специалист должен справляться с любым этапом ювелирных работ. Он должен уметь использовать такие технологии, как гравировка, чеканка, эмалирование, закрепка камней и многое другое. Невозможно, конечно, знать все и владеть всеми навыками, но стоит к этому стремиться.
Нужно быть усидчивым, спокойным, обладать творческим потенциалом и, наконец, иметь большое желание. Изготовление ювелирных изделий – как медитация. Ты уходишь в процесс, ты живешь им, переживаешь каждый момент – плавка металлов, вальцовка, волочение, пайки, обработки, шлифовки, полировка, закрепки камня. Ты как будто создаешь нечто живое.
Источник: Служба информации "Rostovlife.ru"
Фото: rbk.ru
В ДГТУ разрабатывают технологию получения коллагена из медуз
26/01/2022 11:48
ДГТУ 134
0
В дорожном ралли ДГТУ примут участие команды Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев
25/01/2022 11:01
ДГТУ 111
0
НОЦ Юга России создает инженерную школу для подготовки специалистов по PLM-системе Teamcenter от Siemens Digital Industries Software
24/01/2022 15:15
ДГТУ 170
0